Сообщество мастеров | Ай да мастер

12 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Статьи о рукоделии

В духе деревянной старины

 

В конце января - начале февраля в Усольском Историко-Краеведческом музее прошла персональная выставка известного тельминского мастера Ивана Зуева. На выставке побывала корреспондент "Усольской городской газеты" Инна Прокопенко.

Меньше недели назад скульптор вернулся из Екатеринбурга, с восьмого международного рождественского фестиваля ледовой скульптуры «Вифлеемская звезда», который в этом году был посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, основавшего Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В копилке И.Зуева уже имелись несколько наград этого фестиваля – призы зрительских симпатий и приз Храма-на-Крови, а в этом году мастеру заслуженно присудили гран-при за выполненную в паре с усольчанином Евгением Белых композицию «Вознесение». Маленький мальчик, будущий святой, молитвенно сложив на груди руки, стоит перед благословляющей его Святой Троицей. Лица ангелов Иван вырезал отдельно, а потом вставил в фигуры, в результате получился неожиданный эффект, поразивший даже митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла – у ангелов получились темные, как у живых людей, лица, и светлые волосы. Если другие участники давали пояснения к своим работам, то нашего земляка митрополит сразу остановил словами: «Мне все понятно, не порти впечатление своим рассказом».

Как рассказал гостям выставки сам мастер, его увлечение резьбой по дереву началось в старших классах, а первыми поделками стали ложка и маленькие фигурки бойцов рукопашного боя. Его дочка Даша в детстве играла изготовленными специально для нее деревянными игрушками, а в доме появлялись резные мебель, посуда, гардины и даже люстры, сделанные руками главы семьи. В 2003 году, после устройства Ивана литейщиком на ЗГО, его наставником стал Валерий Клименко, а два года спустя работать со льдом тельминца научил Карим Мухамадеев. В череде конкурсов и фестивалей мастер находит время на реставрацию иконостаса в тельминской церкви Казанской Божией матери, где хватит работы еще как минимум на два года. Свободного времени на то, чтобы сотворить что-то новое из любимого материала – дерева у И.Зуева почти нет, поэтому на выставке представлены работы, сделанные в 90-е годы прошлого века и в начале 2000-х. Среди них тоже немало маленьких фигурок, среди которых пушкарь и клоун, шахматисты и воины, монахиня и даже Шерлок Холмс собственной персоной. Есть и сани, запряженные тройкой лошадей. В одном изделии у мастера легко соседствуют несколько пород дерева: сосна, береза, осина, кедр. Деревянная посуда сразу отбрасывает на пару-тройку веков назад – на столах наших предков наверняка стояли такие же блюда, чаши, ковши. А в такой же маске, как вырезал И.Зуев, возможно, лет 200 назад кто-то ходил колядовать. По признанию автора, у каждой из его работ есть своя история. К примеру, необычная подкова в форме цветка с корневой системой и двумя стержнями – символ несгибаемости сибирского характера.

Вторая часть выставки – фотографии ледовых, деревянных и песочных композиций с конкурсов и выставок, поражающие не только размерами, но и буйством фантазии скульптора. Самая объемная из них – ледовая композиция «Охотник» высотой шесть и шириной 12 метров, выполненная во время одного из чемпионатов на Аляске. В том году в соревновании участвовали 176 скульпторов со всего мира, разделившиеся на команды по два-четыре человека. Иван работал один и за 60 часов вырезал из 20 тонн льда охотника Хантера, его собак и Большую медведицу, оберегающую своего медвежонка. Каждую фигуру – до мельчайших деталей. А за сутки с небольшим до завершения чемпионата узнал, что идет вне конкурса, потому как один участник – это не команда. Сибиряк закончил композицию и просто подарил ее организаторам и зрителям чемпионата, поразив американцев этой необъяснимой для них широтой русской души. Когда приехал через год, волонтеры подарили ему фотографию его работы с надписью: «20 тонн за 60 часов бравый Иван». Летом И.Зуев вместе с другими ледовыми скульпторами участвовал в специальном проекте и в огромной морозильной камере в Иркутске при температуре минус 21 градус вырезал ледяные скульптуры спортсменов, часть из которых выставили в сквере имени Кирова накануне встречи олимпийского огня. Другие станут украшением Олимпиады в Сочи.

Наступивший 2014 год объявлен в России Годом культуры. Но почему-то на первую в нем выставку прославленного мастера, получившего уже не одно предложение переехать как в другой регион, так и за рубеж, не посчитал нужным прийти никто из работников отдела культуры, спорта и молодежной политики городской администрации. И это не в первый раз – таким безразличием был неприятно удивлен и иркутский художник Сергей Казанцев, чьи картины усольчане увидели впервые в конце прошлого года. Наверное, это и есть показатель отношения к культуре со стороны местной власти, не способной даже на элементарное внимание к талантливым людям, благодаря которым о нашем провинциальном городке знают далеко за его пределами.

Инна ПРОКОПЕНКО

Фото Артёма КОРОЛЁВА и из архива И.Зуева.

Источник Усольская городская газета

 

Ёлочка от "Ангарского Фаберже"

 

Есть вещи, которые умиляют своей непрактичностью и убивают своей трудоемкостью. Спорт высоких достижений, балет, песчаные скульптуры, недолгоживущие инсталляции. Восхищает терпение и настойчивость людей, способных тратить на всё это жизнь. В Ангарском Художественном центре сейчас стоит елочка, украшенная гирляндой с 160-ю прорезными... яйцами. Синие, красные, зеленые и желтые светодиоды бросают отцветы на свои геометрически идеальные "абажюры". На яичных скорлупках тщательнейшим образом прорезаны птицы и цветы, снежинки и изморозь,  орнаменты из отверстий. 150 яиц - белоснежные. 10 - коричневые. 16 типов узоров. Всё это кропотливое убранство - плод трудов водителя "Почты России" Валерия Степаненко.

Резьбой по яичной скорлупе Валерий Вениаминович увлекся около четырех лет назад. Первый год ушел на освоение технологии работы с хрупким материалом, большая часть начатых произведений тогда отправлялась в мусорное ведро. Скорлупа ошибок не прощает: поскрипывает-похрустывает и в один миг делает тщетными все предыдущие усилия. Зафиксировать обрабатываемое "изделие" нереально: в тиски не зажмешь. В одну руку - скорлупку, в другую - высокоскоростную дрель, и - вперед. В ходу у мастера свёрла толщиной от полумиллиметра до 1,2 мм. Карандашом для набросков прямо по скорлупе ангарчанин предпочитает не пользоваться: удалить темные следы потом сложно. Предпочтений по птицефабрикам у резчика нет: толщина и прочность скорлупы у всех местных производителей примерно одинаковые. Коричневые яйца капризнее: пигмент на них является отдельным слоем. В прорезной технике с коричневыми яйцами работать сложнее: цветной слой "лохматится", выглядит неаккуратно. Зато это позволяет делать двухцветные барельефные работы, когда эффект производит снятие только окрашенного слоя скорлупы.

"Кабинет" у мастера на кухне: работа со скорлупой очень пыльная. Содержимое яйца выдувается через отверстие, скорлупка промывается, высушивается - и можно наносить узор.

Разработка каждого рисунка (чтоб и смотрелся, и "не проваливал" яйцо) занимает неделю-две. Работать Валерий Вениаминович предопочитает днем по выходным, при солнечном свете; если стемнело, одной лампы недостаточно - слишком резки тени на скорлупе, приходится подсвечивать работу с нескольких сторон, чтобы не было теней. "В один присест" выполнить изделие от начала до конца очень сложно, обычно на каждое яйцо уходит 4-5 дней.

Валерий Степаненко в Ангарском Художественном центре на углу улиц Карла Маркса и Файзулина выставляется далеко не в первый раз: здесь были две его персональные выставки, экспонировались серии его работ, посвященные Христу и истории орденов. Для выставочных серий он делает впечатляющие своей ажурностью изделия, но на гирлянде лучше смотрятся те, где больше целых фрагментов скорлупы.

Сама идея сделать новогодней красавице столь экзотичный наряд пришла дочери мастера Дарье. В этом году девушке исполнилось 16 лет, и 160 яичных скорлупок, ставших произведениями декоративно-прикладного искусства, не случайны - эта цифра к этой дате. Дарья тоже пробует освоить отцовское хобби: уже ищет узоры и пытается их высверливать, у нее уже есть удачные работы. Несмотря на масштабность замысла, больше обычного блюд из яиц в меню семьи не стало: в неделю удавалось вырезать всего 1-2 яйца. Ну украшение елочки ушло 10 месяцев: в марте Валерий Вениаминович эту работу начал, 25 декабря закончил.

Елочка с яичной гирляндой, которая еще пару недель простоит в Художественном центре, - это на самом деле не про выеденные яйца. Это - про трудолюбие, про целеустремленность, про умение делать запоминающиеся на всю жизнь подарки. Переливающийся цветными бликами гимн человеческим возможностям. Ведь если есть рядом человек, способный на такое ради воплощения идеи, то разве не стОят ваши идеи бОльших усилий и усердия?

 

Анна Каправчук

 

Городская выставка детского технического творчества

В пятницу, 8 ноября в Центре детского технического творчества г.Иркутска были подведены итоги общегородской выставки "Мир, в котором мы живем", посвященной Году защиты окружающей среды в России. В экспозиции были представлены около 450 работ. По итогам выставки были отмечены 70 лучших детских работ по следующим номинациям:

  • Флора Сибири
  • Фауна Сибири
  • Человек и природа
  • Хрустальные воды Сибири
  • Иркутск - Город Сад (макеты)
Три зала, наполненные разнообразием материалов и техник, с трудом вместили всех желающих. Работы, представленные на выставке показали высокий уровень технического мастерства и недюжинный талант ребят. Конечно, без поддержки опытных педагогов здесь не обошлось, что совершенно не умаляло достоинств экспонатов.
Очень много коллективных работ было представлено в номинациях "Флора" и "Фауна Сибири". О некоторых из них хотелось бы сказать особо. Замечательные кормушки для птиц изготовили второклассники из школы № 63. Их кормушки не только отличались оригинальным дизайном, но и необычным содержанием. Дело в том, что птиц ребята тоже сделали из подручных материалов, и сходство с живыми пернатыми было потрясающим.
Еще одну коллективную работу - книгу для слабовидящих детей представили учащиеся из школы №17. Ученики 9 "А" класса под руководством своего педагога Татьяны Леонидовны Угринович создали целый альбом для ребят с ограниченными возможностями "Загадки о Байкале". Их работа стала победительницей в номинации "Человек и природа".
Коллективная работа учащихся объединения "Глиняная игрушка" из детско-юношеского центра "Илья Муромец" - "Жители тайги Иркутской" была отмечена жюри за достоверность образов. Действительно, ребята постарались на славу, слепив из глины почти всех представителей байкальской фауны. Ученики этого центра также отличились резьбой по дереву: несколько панно с образами лесных обитателей украсили одну из выставочных витрин.
Отличительной особенностью выставки стало обилие природных материалов и разнообразных техник. Интересно было отметить, как один и тот же объект выглядел в различных техниках исполнения. Сразу несколько несколько макетов озера Байкал было представлено в номинации "Хрустальные воды Байкала", среди них изготовленные в технике квилинг, объемной вышивки, скрапбукинг, бисероплетения, работы с природными материалами. Второклассники еще одной школы создали не просто макет Байкала, они досконально изучили фауны нашего озера и слепили из пластилина всех представителей прибайкальской природы, разместив "животных" в местах их обитания.
Среди экспонатов выставки мы увидели самых разнообразных нерп и медведей. Из чего только не были сделаны самые популярные животные Сибири - из шишек, семян, шерсти, бумаги, пластика, пластилина, глины. А сколько техник украсили панно и картины - батик, валяние, графика, ковроткачество.
Персональные работы некоторых учащихся поразили не столько техникой исполнения, сколько продуманностью образов и объектов. Так 15-летний Андричатенко Кирилл из школы №67 под руководством своего педагога Судакова Юрия Николаевича создал макет часовни со всем внутренним убранством. Заглянув внутрь, мы увидели и алтарь и образа.
Еще два экспоната мы отметили за оригинальность исполнения и практическую пользу - это часы. Одни из них выполнили ученицы Ирины Анатольевны Мочульской из Центра детского творчества. Их  корпус украшали цветы из апельсинов. А другие создала 12-летняя Лиза Труфанова из школы №14. Её часы украшала вышивка из простого холста, что делало их абсолютно винтажной вещью. Кстати о вышивке, экспонатов, выполненных в этой хорошо знакомой всем технике, было предостаточно, что в пору было выделить их отдельных блоком.
Выставка оставила неизгладимое впечатление. Радовалась душа за ребят, за их талантливых педагогов: только у по-настоящему увлеченных людей могут быть такие благодарные ученики, которые делом доказали, что вложенный в них труд возвращается сторицей.
Инга Ермолаева

 

 

 

Владимир и Дмитрий Осиповы. На равных

 

Вчера в Доме художников состоялось долгожданное событие для всех поклонников творчества Владимира и Дмитрия Осиповых. Впервые отец и сын организовали совместную выставку, где выступают на равных. Рядом с живописными полотнами Владимира Игоревича разместились металлические скульптуры Дмитрия Владимировича.

К первой общей экспозиции художник и скульптор Осиповы готовились давно. Тема выставки - Кругобайкальская железная дорога, появилась пару лет назад. Все это время отец и сын работали над созданием будущей экспозиции, куда сегодня вошли более 30 работ Осипова - старшего и десяток скульптурных композиций Осипова - младшего.

В художественных кругах Владимир Осипов, который в прошлом году отметил свое 60-летие, известен, прежде всего, как живописец Байкала. Более 15 лет назад он переехал из Усть-Илимска, где преподавал долгие годы, в поселок Листвянка. Именно здесь Владимир Игоревич создал большинство своих панорамных полотен. Его Байкал - сиюминутно меняющаяся стихия, красота и мощь которой завораживают раз и навсегда.

Дмитрий Осипов - свободный художник, уникальный мастер, скульптор парковых композиций. Один из немногих иркутских художников, работающий с отслужившим «свое» металлом. «Ретро-парк» Осиповых – одна из достопримечательностей Листвянки.

Директор галереи современного искусства «Дом художника» ИРО ВТОО Союз художников России  Куклина Надежда:

«Сегодня в Иркутском отделении Союза Художников проходит выставка-дуэт, двойная персональная, двух самобытных и интереснейших художников.

Дмитрий Владимирович – это металлическая скульптура. При чем скульптура эта, не просто из нового какого-то материала, а скульптура из отслужившего свой век металла. И из этого металла Дмитрий собирает совершенно новые, интересные композиции. Многие делают такие скульптуры, но Дмитрий выделяется, даже среди мировых художников, тем что характер его героев оптимистичный. Герои его добрые, немножко юморные, лукавые, может быть даже такое слово подойдет. Т.е. герои его, они несут только добро в мир. И несмотря на название «Злоумышленник», никакой он - не злоумышленник. Они служат людям. Работы Дмитрия Осипова украшаю многие базы отдыха, ресторанные уголочки, т.е. они достаточно интерьерные.

Владимир Игоревич - это интересная, очень оригинальная живопись, узнаваемая по манере письма, по своему подходу. Работы старшего Осипова несут заряд позитива и добра, и работы эти в основном посвящены теме Байкала. Наша выставка – особенная. Если раньше Владимир Осипов писал исток Ангары, порт Байкал - это его коронная тема, то сейчас они вместе с сыном поставили во главу угла тему Кругобайкальской железной дороги. Живописные работы, как и скульптурные композиции были созданы  в 2013 году и работы эти первыми увидели иркутяне».

Долгие годы семья Осиповых живет на Байкале, тема одной из старейших железных дорог России навеяна окрестностями. Вот что рассказал нам  Владимир Игоревич Осипов:

«Идея появилась 5-6 лет назад. Живем то рядом. Такой антураж - очень красивый! Такая большая, огромная история: там и  гражданская война, и итальянские инженеры, и семеновцы, и белочехи. Промолчать невозможно! Это наша первая совместная выставка с сыном – на равных. До этого были мои выставки, где он очень скромно представлял свои фигурки. А здесь он - полноценный партнер, художник".

Центр выставочного зала украшала одна из работ Дмитрия Осипова – вокзальный фонарь, а неподалеку  разместились его «Станционныйсмотритель», «Стрелочник», «Злоумышленник». Последняя скульптура стала предметом всеобщего внимания, зрители отметили сходство отца скульптора и чеховского персонажа.

Дмитрий Осипов пояснил:

«Этот «Злоумышленник» - Денис Григорьев из чеховского рассказа. Он там бос, с нечесаной копной волос стоит перед судьей. Это рассказ моего детства, я его помню с третьего класса. Когда-то в школе его читал, хохотал дико, за что меня выгнали из класса. И вот этот рассказ, печальный, в общем-то, всю жизнь во мне сидел, сидел, а тут подошел к нашей теме, пришелся по сердцу. А с кого, как с не близкого человека сделать образ. Все остальные скульптуры – моя творческая фантазия, мое представление о личности. Это шутливая композиция «Стрелочник». У нас же как, всегда виноват стрелочник. Самое главное, чтобы было на кого свалить. А в чем уж он виноват – поезд под откос пошел, кто-то к любимой не успел - решать самому зрителю. Как появился «Станционный смотритель»? Если представить старый вокзал, лично я не могу его представить без колокольчика, без светофора, без смотрителя. Просто, задаешь себе тему, закрываешь глаза и представляешь что-то того времени. У меня родилось: фонарь, аптека, улица».

На выставке можно было увидеть и еще одного члена семьи Осиповых. Уже много лет в доме художников живет собака Чока, сокращенно от «Чока-пай». Спокойная и уверенная собака, вела себя как настоящая хозяйка вечера, с достоинством принимая поглаживания по голове.

Поздравить семью Осиповых пришли близкие и друзья: искусствовед Ирина Федчина, художники Александр Сергеевич Щипицын, Татьяна Ерошенко, Наталья Довнич, журналист Роман Днепровский,  фотограф Александр Леснянский, коллекционер Александр Дедюхин и многие другие. Председатель иркутского отделения Наталья Сысоева вручила художникам памятную грамоту от Союза Художников.

Через 2 недели Владимир Осипов намерен вновь вернуться в выставочный зал, чтобы в тихой спокойной обстановке, когда не будет шума и гама, походить с сыном по залам, посидеть, подумать, и понять, что получилось, а что нет.

Инга Ермолаева

Фоторепортаж автора

 

Владислав Урбаханов: «Мне интересен сам процесс, эксперимент, поиск»

В начале октября в «Усадьбе им. В.П.Сукачева» открылась новая выставка Владислава Урбаханова.

Владислав – необычный художник. Он – художник-иллюстратор. 5 лет назад Урбаханов громко заявил о себе иллюстрациями к бурятским народным сказкам. Сегодня художник продолжает начатую тему: два месяца назад он выпустил сборник бурятских пословиц, а 5 ноября в областной юношеской библиотеке им. Уткина состоится презентация книги Евгении Липиной, обложку для которой тоже придумал Влад. Его новая выставка «Иллюстрации впечатлений» продолжает тему бурятского фольклора. Здесь представлены работы художника последних лет, выполненные в уже узнаваемом стиле мозаичной графики.

- Владислав, поздравляем Вас с открытием новой выставки. Это ваша третья выставка?

-Спасибо! Да, первая состоялась в «Доме Художника», затем была выставка в Улан-Удэ, это третья. Здесь собраны работы декоративного направления и акварели.

- Ваша первая выставка была посвящена сказкам. Сегодня Вы продолжаете эту тему: мы видим здесь новых героев – Луну, Солнце, Медведь-гору, Сарму. С чем связан такой глубокий интерес к сказкам?

- С чем связан интерес, я даже не знаю. Я всегда любил сказки. Ведь сказки это же не просто развлечение какое-то, это фольклор, что-то этнографическое. Если я где-то бываю, то стараюсь узнать, посмотреть, по возможности прихватить что-то, связанное с этнографией. Музыку этническую, визуальный, этнический язык. Я даже не задумывался когда и почему это произошло. Собственно бурятская тема интересует, наверное, потому что сам мало что знал в детстве.

- Бабушки не рассказывали Вам в детстве бурятские сказки, легенды?

- Нет, не помню такого. В 2007, может в 2006 году я увидел в магазине такую маленькую, на ризографе напечатанную книжку с черно-белыми иллюстрациями. Поискал еще. Узнал,  что в 1980-е годы Восточно-Сибирское издательство выпустило двухтомник бурятских сказок. Там много сказок было, много иллюстраций цветных. Они такие акварельные, лихо сделанные. И я решил покопаться и сделать декоративно.

- Т.е. получается, Вы – первый, кто за 30 лет обратился к теме бурятских сказок?

- Возможно, я как-то не анализировал.

- Теперь Вы взялись за пословицы и поговорки. Что это? Желание узнать свои истоки?

- Ну, да, это любопытство, желание восполнить собственные пробелы. Желание визуализировать какие-то образы.

- Среди отзывов на вашу выставку в Улан-Удэ я нашла такой: «Иркутские критики говорят, что картины Урбаханова «цвета бурятской степи». Житель Бурятии уточнил бы про себя, цвета прибайкальской бурятской степи. Только к западу от Байкала степные краски кажутся первобытно-сочными». Как Вы,  будучи  городским жителем, коренным иркутянином, смогли передать красоту степи?

- В детстве я каждое лето ездил в деревню Шетхулун, к бабушке и дедушке. 175 км по Качугскому тракту: Баяндай, Хогот. В 10 км от Хогота наша деревня.

- Так вот, где Вы впитали в себя эти просторы! Расскажите о ваших корнях?

- Бабушки у меня были учительницы, один дед - учителем, а второй дед – разнорабочий. У него было много разных рабочих специальностей, таких, где не требовалось много ходить, на войне ему наполовину оторвало обе стопы, остались только пятки. Хотя был у него свой «конёк» - шитьё сбруи. Он делал очень красивые узорчатые уздечки, кнуты, сёдла, хомуты. Отец – художник, мама - преподаватель немецкого языка. По отцу я получается - ольхонский. С детства всем так и говорил, что буду художником как папа. Так и произошло.

- Ваш отец, Эдуард Урбаханов, как-то Вас направлял, какое влияние он на Вас оказал?

- Отец мне дал возможность развиваться! Много видеть, много смотреть. Он же занимался дизайном, оформлением заказных работ Фонда союза Художников. Выписывал журналы по дизайну. Поэтому в доме много журнальной литературы было. Он покупал мне хорошие материалы. Я помню, в детском саду, у меня была профессиональная акварель «Ленинград», у всех какие-то маленькие, а у меня - вот такая! У меня всегда были хорошие материалы, а хороший материал - это как хороший инструмент в работе, большое значение имеет. Отец предоставлял мне такую возможность, чтобы не было вопросов - как это сделать и из чего.

- Домашняя библиотека, которую собирал ваш отец, сыграла не последнюю роль в вашем образовании. Можно узнать, какие именно книги Вы читали?

- Да, у нас дома было три книги. На самом деле, их четыре, это я позже узнал. Большие цветные альбомы «Монгольская архитектура», «Монгольское декоративно-прикладное искусство» и «Монгольская живопись». Оказывается, есть ещё «Монгольская скульптура», эту книгу я недавно купил. И было много книжек по японскому искусству: декоративно-прикладное искусство и графика. Видимо всё это всосалось в подкорку.

- Эти книги Вам советовал отец или Вы сами их выбирали?

- (Смеется) Что поярче, где картинок побольше - те и смотришь.

- В Иркутске и Ангарске есть художники, которые в своё время начинали как иллюстраторы, но потом, столкнувшись с тем, на каком уровне сейчас издательское дело, особенно детской литературы, ушли из этой профессии. А вы наоборот окунулись с головой в книгоиздательство. Вы ведь не только рисуете, но и издаёте книги за свой счёт?

- Да, и сказки, и пословицы я издал за свой счёт. Конечно, сейчас, уже имея какой-то опыт иллюстраторской работы, опыт работы с издательствами, я начинаю видеть, что это не такое уж радужное облако, о котором мне грезилось. Тем не менее, пока, меня интересует эта тема.

- Но неужели в Иркутске так мало людей, которые интересуются своей историей, культурой своего народа? Вы ни у кого не нашли поддержки?

- А кого ждать, взял да сделал. А на счет поддержки – да я и не обращался ни к кому.

-  Настоящий независимый художник! Вы как-то сказали, что «очень уважаете и любите свой народ и его культуру, но хотите считать себя современным художником, без какой-либо географической и этнической привязанности». Тем не менее, ваше имя прочно ассоциируется с бурятской темой.

- Творчество и ограничение, они же штуки несовместные, несовместимые. Зачем себя в чем-то закрывать? Возможно, работ по этой теме сделано и показано больше. Сейчас я взялся за городской пейзаж. Сегодня меня интересуют два основных направления: декоративно-иллюстративное и пейзаж. Были ещё темы, которые пока заморожены.

- Вы участвуете в различных художественных проектах, например, организованных журналом «КАК» или Издательским домом Вадима Мещерякова. Выезжаете на международные пленэры. Что побуждает вас принимать участие в подобных проектах?

- Любопытство в первую очередь. Интересно же что-то новое попробовать. Год назад Издательство Мещерякова в Живом Журнале объявило конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке «Колобок». Вроде тема известная, давно понятная, но решил поэкспериментировать.

- В августе галерей Dias был организован международный пленэр, я вижу здесь работы, выполненные там.

-Это мой первый пленер после учебы, это направление началось в моей жизни не так давно. А так зарисовки я делаю самостоятельно.

- В одном из интервью Вы сказали, что не пишете эскизов, не продумывает картины.

- Так было, но сейчас все иначе. Время идет, какое-то развитие происходит. Пришло понимание того, что эскизная подготовительная часть - это самое важное практически. Без эскизов сама работа могла надолго затянуться. Иногда, раз - и получалось, а иногда приходилось долго бодаться. Сейчас я понимаю, что вначале всё надо продумать. (Смеётся). Я так подозреваю, и во время обучения нам это говорили, но все пролетело мимо.

- Роза Михайловна Халтуева из «Центра Культуры коренных народов Прибайкалья» на открытии вашей выставки сказала, что верит в то, что о таких художников как Вы еще будут говорить в Париже.

- (Смеется). Я бы тоже не был против. В Париже я пока не выставлялся, но несколько лет назад участвовал в североамериканском проекте. Был такой проект Siberian Dreams. Приехали американцы во главе с госпожой Браун из города-побратима Юджин, штат Орегон. Это был ряд выставок по галереям.

- Поподробнее об этом проекте можно узнать?

- Существует такая теория, что североамериканские индейцы – частично выходцы из Сибири. Среди приезжих была индейская женщина Дороти Нунец. Они ходили по мастерским, изучали, приглашали. Я отправлял туда свои работы, они там так и остались.

- Вы несколько лет работали дизайнером, а сейчас чем занимаетесь?

- Сейчас я – фрилансер. Решил сфокусироваться на иллюстрациях и творческой работе. Мне интересен сам процесс, эксперимент, поиск, нельзя останавливаться на чем-то одном. Скучно. Если замыслы возникают - всё записываются в книжечку. Я занят вперёд на многие годы - всё расписано.

- Акварели - тоже своего рода эксперимент? У нас ведь очень мало художников, которые работают в этой технике

- Поэтому и интересно. Сейчас наблюдается возрождение акварели. Долгие годы акварель была незаслуженно задвинута как материал для домохозяек, для начинающих. На самом деле - это очень сложный, интересный материал. По крайней мере, мне интересно. Чем сложнее, тем интереснее.

- Мы увидим серию бурятских сказок в акварели? Над чем Вы сейчас работаете, что иллюстрируете?

- Не скажу (смеется). Я заметил, что как расскажу - всё застревает, всё перебивается. Делаю заказные иллюстраторские работы. Сдано несколько книг, но пока не знаю, когда они выйдут.

- Т.е. в дальнейшем Вы всё-таки видите себя в ипостаси иллюстратора?

- Я продолжу работу над иллюстрацией, да. Однако не могу обещать, что это будет единственное, чем я буду заниматься.

- Владислав, мы ещё раз Вас поздравляем и желаем Вам как можно больше реализовать из задуманного.

 

Беседу вела Инга Ермолаева

Фото автора, Владислава Урбаханова и сайта urbakhanov.com

 

Ай да Мастер: